EN / RU

Статьи

Поэтическое творчество (ши) в культурно-политическом пространстве первой половины эпохи Чжоу (XI–III вв. до н.э.)

Кравцова Марина Евгеньевна

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №4

Научная статья » Становление государственности в Древнем Китае

 
В статье обсуждаются вопросы генезиса и начального этапа формирования поэтического творчества (ши) как органического компонента древнекитайской официальной творческой деятельности и в контексте возникновения взглядов на поэзию, кодифицированных в “учении о ши” (шисюэ), выкристаллизовавшемся в рамках конфуцианской (жуистской) теоретической мысли. Автор доказывает, что моделью для этих взглядов послужила “концепция музыки” (юэ), в которой давалось обоснование религиозной, натурфилософской семантики и общественно-значимых функций музыкальных видов искусства. Распространению этих взглядов на поэзию, имевшую, видимо, собственные истоки (древнейшие рецитации ритуального характера), способствовало создание знаменитой конфуцианской антологии “Ши цзин” (“Канон поэзии”), которая, в сущности, объединила предшествующие музыкальную и поэтическую традиции и позволила наделить ши смыслами и функциями, прежде приписываемыми музыкальным видам искусства.

Ключевые слова: Китай, эпоха Чжоу, официальная творческая деятельность, музыкальные виды искусства, древняя поэзия, конфуцианская теоретическая мысль, учение о поэзии, “Ши цзин”.

Объем издания: С. 104–119

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).