EN / RU

Статьи

Генезис индийской философии Нового времени в эпоху Бенгальского Возрождения

Скороходова Татьяна Григорьевна

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2017, №3

Научная статья » Философия и общество

 
В статье исследуются пути возникновения заметного явления в философии Восточной Индии Нового времени – так называемого философского ренессанса, для чего автором проанализированы труды бенгальских интеллектуалов XIX в. Генезис индийской философии Нового времени представлен как двухслойный процесс: 1) открытие классических философских школ (даршан) и их интерпретации; 2) выбор даршан для развития философии и философствования в современной Индии. Оба процесса развивались как особое тройственное движение мысли (тезис–антитезис–синтез). Первый процесс – путь от защиты ортодоксальных даршан к открытию их специфики в сопоставлении с другими западными философиями и призыв к объективному исследованию индийской философии; второй – от выбора веданты Раммоханом Раем к вниманию Бонкимчондро Чоттопад­дхая к санкхье и развитию неоведанты как синтетической и универсалистской системы у Свами Вивекананды. Обоснование неоведантизма стало отправным пунктом развития индийской философии в ХХ в.

Ключевые слова: история индийской философии, Бенгальское Возрождение, понимание, философская традиция, даршана, веданта, санкхья, йога, неоведантизм

Объем издания: С. 94–105

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).