EN / RU

Статьи

“Неправильная красота” вещей в Японии и Корее: “естественный” и “эмоциональный” дизайн упаковки

Третьякова Мария Сергеевна

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2017, №4

Научная статья » Культура и общество

DOI: 10.7868/S0869190817040033

 
Статья посвящена вопросу влияния традиционной корейской и японской эстетики на современный дизайн (на примере упаковки). В качестве центральной эстетической категории рассматривается понятие “неправильная красота”. Исследуя “неправильную красоту” в Японии и Корее, автор приходит к выводу о том, что в Японии она связана с грустным ощущением изменчивости мира – мудзё-кан, а в Корее с тоскливым “неосуществленным желанием” – хан. Это приводит к тому, что “неправильная красота” в Японии “естественная” (т.е. “отражает смену времен года”), а в Корее – “эмоциональная” (т.е. “относится к сфере ци”). Такое различие между двумя эстетическими традициями проявляется в традиционном подходе к цвету. Так, в Корее используется подход, основанный на системе пяти элементов у-син, а в Японии – отражающий смену времен года. При этом, хотя влияние хан на корейский дизайн не столь очевидно, как влияние мудзё-кан, дизайн в Южной Корее активно взаимодействует с традицией и узнаваем прежде всего из-за цвета. Опыт корейского дизайна показывает, что независимо от степени развития традиционной культуры дизайн способен эффективно развивать традицию.

Ключевые слова: эстетика Кореи, эстетика Японии, дизайн Кореи, дизайн Японии, ваби-саби, хан, цвет в культуре

Объем издания: С. 24–37

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).